В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 22.11.2019 No 075-15-2019-1707 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы » на этапе No1 в период с 22.11.2019 по 31.12.2019 выполнялись следующие работы:
1.1 Аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы по проблеме мониторинга критически важных объектов с применением концепции кибер-физических систем, организации информационного взаимодействия в рамках данных решений и организации мониторинга и анализа состояния окружающей среды.
1.2 Проведение патентных исследований.
1.3 Обоснование выбора направления исследований и разработок, выполняемых по проекту.
1.4 Разработка общей концепции мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера.
1.5 Разработка алгоритмов, методов, методик и моделей мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера:
1.5.1 Разработка модели функционирования кибер-физической системы для мониторинга объектов.
1.5.2 Разработка модели информационного взаимодействия элементов кибер-физических систем для мониторинга объектов.
1.5.3 Разработка методов искусственного интеллекта для обнаружения угроз техногенного характера в критически важных объектах.
1.5.4 Разработка алгоритмов, методов и методик анализа данных для оценки рисков реализации угроз техногенного характера.
1.6 Разработка базовых требований к программно-аппаратному комплексу мониторинга критически важных объектов.
1.7 Разработка требований для программно-аппаратного комплекса мониторинга состояния окружающей среды в погрузочных зонах транспортно-логистических узлов.
1.8 Разработка спецификации функциональных возможностей программно-аппаратного комплекса мониторинга состояния окружающей среды в погрузочных зонах транспортно-логистических узлов.
1.9 Подготовка данных по распространению угольной пыли погрузочных зон транспортно-логистических узлов для проведения экспериментальных исследований по проверке работоспособности полученных результатов.
При этом были получены следующие результаты:
По результатам выполнения работ на первом этапе был разработан промежуточный отчет о ПНИ, включающий:
1.1 аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы по проблеме мониторинга критически важных объектов с применением концепции кибер-физических систем, организации информационного взаимодействия в рамках данных решений и организации мониторинга и анализа состояния окружающей среды.
1.2 результаты патентных исследований.
1.3 обоснование выбора направления исследований и разработок, выполняемых по проекту.
1.4 общую концепцию мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера.
1.5 алгоритмы, методы, методики и модели мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера:
- модель функционирования кибер-физической системы для мониторинга объектов.
- модель информационного взаимодействия элементов кибер-физических систем для мониторинга объектов.
- методы искусственного интеллекта для обнаружения угроз техногенного характера в критически важных объектах.
- алгоритмы, методы и методики анализа данных для оценки рисков реализации угроз техногенного характера.
1.6 базовые требования к программно-аппаратному комплексу мониторинга критически важных объектов.
1.7 описание разработанных требования для программно-аппаратного комплекса мониторинга состояния окружающей среды в погрузочных зонах транспортно-логистических узлов.
1.8 описание разработанной спецификации функциональных возможностей программно-аппаратного комплекса мониторинга состояния окружающей среды в погрузочных зонах транспортно-логистических узлов.
1.9 описание данных по распространению угольной пыли погрузочных зон транспортно-логистических узлов для проведения экспериментальных исследований по проверке работоспособности полученных результатов.
Проведены патентные исследования по ГОСТ 15.011-96 на тему «Разработка программно-аппаратного комплекса мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера»
Результатами первого этапа ПНИ являются:
- результаты патентных исследований в части тенденций развития и уровня техники в области мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера;
- научные и научно-технические основы для создания программно-аппаратного комплекса мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера;
- требования для программно-аппаратного комплекса.
- спецификация функциональных возможностей программно-аппаратного комплекса.
- данные по распространению угольной пыли.
- Основной характеристикой получаемых научных результатов является их новизна и востребованность в научном сообществе.
- Новизна результатов подтверждается публикациями в рецензированных научных журналах, а востребованность отражается, например, в заинтересованности индустриального партнера в выполнении данных ПНИ, на основе результатов которых будет разработан программно-аппаратный комплекс мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных для предотвращения угроз техногенного характера.
- В соответствии с требованиями соглашения №075-15-2019-1707от 22 ноября 2019 г. все индикаторы и показатели проекта были выполнены в полном объеме.
- Сопоставляя результаты работ с аналогичными работами, определяющими мировой уровень, можно утверждать, что они обладают научной новизной, заключающейся в применении концепции кибер-физических систем и методов машинного обучения для решения задачи мониторинга критически важных объектов в условиях неопределенности и недостоверности данных, и также практической значимостью, заключающейся в возможности минимизации рисков и ущерба от реализации угроз техногенного характера на критически важных объектах, в частности влияния на состояние окружающей среды в погрузочных зонах транспортно-логистических узлов.
- Работы по 1 этапу работ по соглашению о предоставлении субсидии №075-15-2019-1707 от 22.11.2019 г. с дополнительным соглашением №075-15-2019-1707/1 от 24.12.2019 г., выполнены в срок, в соответствии с техническим заданием и планом-графиком.